Thai Notes Новости О сайте

Тхам бун: заслуги для реинкарнации — Thai Notes

Интересное

Тхам бун: заслуги для реинкарнации

Отрывок из книги Райнера Крака «Эти поразительные таиландцы»

«Поскольку они твёрдо верят, что счастье в настоящей жизни есть не что иное, как награда за добродетели в прошлой жизни, и что добро, сделанное ими в этой жизни, при последующем появлении на земле отплатится им сторицей, они неустанны в своих стараниях добиться лучшей судьбы в следующем рождении. Выражение „тхам бун“, или „делание добрых дел“, не сходит у них с языка» — Никола Жервез, 1688 г.

В этом отношении со времён Никола Жервеза, конечно же, ничего не изменилось. Поскольку таец-буддист верит в реинкарнацию, обстоятельства которой зависят от его поступков в предшествующих воплощениях, он пытается обеспечить себе лучшую участь с помощью «добрых дел». Философия тхам бун («делание добрых дел») основывается непосредственно на теории кармы, т. е. на представлении о том, что добрые дела в этой жизни вознаграждаются в последующей благополучием и счастьем, а плохие, соответственно, — жалкой участью.

Эта всеобъемлющая философия выражается в повседневной жизни сегодня так же, как и столетия назад. Послушаем ещё, что говорил Никола Жервез в конце XVII века: «Религиозное рвение сиамцев чрезвычайно. Большинство доводит себя до разорения, строя храмы и статуи и украшая их. А те, у кого нет на это средств, возводят в пустынном месте небольшие лачуги из дерева или листьев. Они верят, что их бог считает, что ничто так не заслуживает награды, как служба ближнему. Они помогают бедным, навещают больных и строят приюты, приносящие большую пользу путешественникам, так как в целом королевстве нет ни единого постоялого двора; они же приносят воду, чтобы освежить путника. Женщины не менее ревностны в демонстрации своего благочестия, их главное внимание направлено на монахов. Они убеждены в том, что омыть их в праздник — большая заслуга. Но твёрже всего они верят в пожертвования монахам. Монахи, к которым относятся с таким вниманием, не делают ничего, чтобы разубедить в этом людей, напротив, они проповедуют, что нет такого греха, который нельзя было бы искупить милостыней и что это безошибочный способ избежать ада. Поскольку простые и доверчивые умы всегда впечатляются примерами, монахи выдумывают сотни историй, нацеленных на то, чтобы убедить людей ещё больше».

Похоже, что уже во времена Жервеза тхам бун был общепринятым ритуалом, соблюдение его объяснялось не столько искренним состраданием к ближним, сколько духовным торгом, что только и могло гарантировать личную выгоду, хотя бы и в будущей жизни. Сам Будда говорил о такого рода «добрых делах» как о составной части благородного «восьмеричного пути», хотя и отмечает, что для принявших монашество важнее всего духовное самосовершенствование. Высокопочитаемый буддист Бхикху Буддхадаса (1906-1993) из Чайи в Сураттхани, например, высоко ценил только медитацию, которая может вывести человека на путь истинно прочувствованного добра. Но из народной веры тхам бун не вытравить, он предписывает бесчисленные ежедневные поступки. Вот несколько примеров:

  • Одним из самых добродетельных поступков родителей будет отдача сына в монахи, пусть на какое-то время. Монашеская инициация (буат пхра) доставит родителям бун, что примерно означает «заслугу», или «добродетель» (от палийского пунна). Таиландские дети обязаны всю жизнь сохранять благодарность по отношению к своим родителям, поэтому многие юноши считают своим долгом предоставить родителям этот бун. Но немалая его часть перепадает и самому сыну, который в своей монашеской жизни духовно приближается к Будде.
  • Каждое утро, кроме трёхмесячного поста сам пханса (июль-октябрь), монахи отправляются на сбор подаяний (бинтабат), и верующие наполняют их чаши (баты) угощениями. (Понятие бинтабат происходит от санскритского пинда пата — «бросить ком риса».) Этот своеобразный ежеутренний ритуал не является попрошайничеством. Напротив, монахи дают верующим возможность сделать добро, и те им за это искренне благодарны. Если понаблюдать за этим ритуалом, то можно увидеть, что именно подающие милостыню почтительно и робко подходят к собирателям. Те же принимают дары безмолвно и безучастно. (Известно, что некоторые монахи позже просто выбрасывают еду, которая им не по вкусу.)
  • Посетители монастырей облепляют статуи будд и почитаемых монахов тонкими золотыми листочками, что также является благим делом. Раньше целые цеха мастеров жили изготовлением таких золотых листочков, они селились, в частности, в Бангкоке на тханон Титхонг (улице Золотых дел мастеров) около вата Сутхат. Сегодня это целая индустрия. Больные прикладывают золотые листочки к той части статуе, которая у них болит. Эту процедуру особенно часто можно наблюдать у статуй луангпхо, т. е. статуй почитаемых монахов, которым приписывают особую духовную силу.
  • Даже животные дают верующим возможность делать добро. Перед многими монастырями сидят торговцы птицами или черепахами, продающие животных посетителям за пару батов. Покупатели их затем отпускают и, как водится, надеются заработать буи за доброе дело. Черепах обычно выпускают в пруд на территории монастырского комплекса, птиц отпускают на волю тут же. При этом часто про себя молятся об исполнении желания — это «мгновенная карма», т. е. надежда, что доброе дело будет тут же вознаграждено. Часто после этого покупают лотерейные билеты, так как — да поможет нам Просветлённый! — шансы на выигрыш увеличиваются. Заботой о животных, однако, это освобождение черепах и птиц назвать нельзя, так как большая их часть никогда не жила на свободе и обречена на скорую гибель. Таиландские общества защиты животных постоянно об этом говорят, как и о том, что этот обычай приносит лишь прибыль торговцам.
  • Для «развлечения» охранительных духов и божеств верующие жертвуют деньги на традиционные танцевальные представления. Их можно увидеть каждый день, например, у святилища Эраван и колонны Лакмыанг, обители духов, охраняющих город Бангкок. Для этого нанимается труппа музыкантов и танцоров, которые своим представлением должны умилостивить божества. В большинстве случаев речь идёт о немедленном улучшении ситуации, например, в случае болезни, финансовых проблем и т. д. Перед важными святилищами непременно сидят всегда окружённые толпой продавцы билетов государственной лотереи, финансовому положению которых остаётся только позавидовать.
  • В «дни Будды» (ван пхра), которые выпадают несколько раз в месяц (это не государственные праздники), верующие не едят мяса. Если кому-то это непосильно, он съедает хотя бы одно вегетарианское блюдо. В «дни Будды» нельзя также забивать животных. Отказ от употребления столь любимого мяса и косвенно связанное с ним милосердное отношение к животным также должны помочь в следующей жизни. А ещё лучше — в этой. Можно встретить немало расчётливых людей, которые несколько дней подряд питаются исключительно вегетарианской едой, чтобы потом, запасшись изрядным количеством бун, броситься к игральному столу. Кто-то скупает все лотерейные билеты на ближайшем лотке. Научно не доказано, даёт ли недельная вегетарианская диета шансы на выигрыш. Но точно известно, что многие игроки оказываются за решёткой, так как азартные игры в Таиланде запрещены.
  • За тхам бун могут сойти и многие другие благие поступки -милостыня нищим, пожертвования на храм или в благотворительную организацию, дары (например, цветы, фрукты и т. п.) храмам, святилищам или помещениям, где обитают духи.

При помощи тхам бун таец пытается договориться с силами, определяющими его судьбу, и расположить их к себе. Верит ли человек в эффективность этой методы или нет, не так важно. Важно, что психологически это успокаивает. Ведь если человек уже записал себе в актив множество добрых дел, что может случиться? Если же что-то все-таки срывается, значит, он недостаточно соблюдал тхам бун. Тогда монахи на следующее утро получат в свой ват еще более вкусную еду, или человек еще на неделю сядет на беспощадную вегетарианскую диету.

Никола Жервез сообщает ещё об одной методе тхам бун, которая и сегодня приветствуется в Таиланде. Первый министр короля в определённый момент посылал человека, который искал старые, больные деревья или деревья с обнажёнными корнями. Если такие находились, то предпринималось все для их спасения. Эту мудрую форму тхам бун Жервез в своём «доэкологическом» невежестве назвал «смехотворной».

Буддизм, Общество, Таиланд

Рекомендуемые сообщения

Как стать транссексуалом — трансгендерный переход в Таиланде

Для тех, кто считает что их гендерная идентичность не совпадает с биологическим полом, Таиланд — отличное место для проведения операции по изменению пола. Почему следует выбрать… Далее...

По оценкам экспертов экономическая ситуация в Таиланде является худшей в Азии

По прогнозам Банка Таиланда, валовой внутренний продукт в этом году сократится на 8,1%. Этот прогноз хуже, чем все другие официальные прогнозы для любой из экономик в Азии. Такое … Далее...

Правила ввоза и вывоза животных в Таиланде — 2020 год

Ввоз животного из России в Таиланд Шаг 1: Получение разрешения на ввоз животного в Таиланд Для ввоза кошки или собаки в Таиланд необходимо получить разрешение на ввоз от слу… Далее...

Адреса в Таиланде — тайская адресная система и административное деление

Адресная система Таиланда имеет свои особенности и, на первый взгляд, может показаться, что тайские адреса не имеют смысла. На самом деле, смысл, конечно, есть, но система адресац… Далее...

Иностранным туристам в Таиланде грозит пять лет тюрьмы за съёмку откровенных видео

Пара иностранных туристов проживала в отеле и длительное время проводила в своём номере, часами не выходя из комнаты. Сотрудникам отеля показалось достаточно странным такое поведе… Далее...

Сколько российских туристов посетили Таиланд в 2019 году

Как сообщил министр туризма и спорта Таиланда Пхипхат Ратчакитпракарн, в ушедшем году Таиланд впервые превысил планку в 39 миллионов иностранных туристов. Согласно данным Управлен… Далее...

Что говорят тайцы о русских туристах и россиянах

На одном англоязычном форуме в интернете у тайца, много лет работающего в сфере туризма, спросили, как он относится к наблюдающемуся в последние годы засилью россиян в Таиланде. Р… Далее...

Минимальный размер оплаты труда в Таиланде и трудовое законодательство

Таиландский комитет по заработной плате принял решение об увеличении минимальной заработной платы в стране на 5-6 батов в день, начиная с 1 января 2020 года. Максимально повышен… Далее...

В Паттайе произошла крупнейшая афера с недвижимостью на 300 миллионов батов

В редакцию «Ежедневные Новости Владивостока» поступила информация о крупной афере в сфере бизнеса недвижимости города Паттайя на очень крупную сумму, которая по самым скромным под… Далее...

Более одного миллиона человек, работающих в индустрии туризма Таиланда будут уволены

По словам президента Совета по туризму Таиланда Чайрат Трираттанажараспорна, более миллиона человек в сфере туризма потеряют свои рабочие места с предполагаемой потерей более 1 тр… Далее...